Тайна Полярной экспедиции

 

Последнее крупное географическое открытие произошло в Арктике и его авторами стали русские моряки.

3 сентября 2913 года, ледокольные транспорты "Таймыр" и "Вайгач" гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), встретив сплоченный лед, в районе мыса Челюскин, были вынуждены сменить курс и двинуться на север, по каналу открытой воды.

Из дневника вахтенного офицера экспедиции Л. Старокадомского:

"... Такие события не забываются.

Небо закрыто облаками. Ночи, пока короткие, перестали быть светлыми. Сплошной лед, вдоль кромки, которого шли корабли, весь запорошен. Снег сгладил неровности льда. Слева и справа от курса на облачном небе виднеются темные пятна - признак того, что где-то вдали есть открытая вода. Кромка не взломанного льда отклоняется к западу. Спать не хотелось. Я стоял на мостике и смотрел на разбитый лед, в котором пробирался "Таймыр". И вдруг впереди, немного вправо от курса, я стал различать смутные очертания высокого берега. В Ледовитом океане часты такие обманы зрения. Но передо мной, несомненно, был высокий гористый берег. Все яснее на фоне тусклого облачного неба вырисовывались высокие берега неведомой земли".

Именно так зафиксировала история мгновения открытия Северной Замели - архипелага, к которому сотни лет назад подступались многие полярные мореходы, но первыми ее увидели офицеры русского флота и после непродолжительного обследования подняли на берегу этой новооткрытой земли государственный флаг России.

Казалось бы, что на этом славном свершении можно поставить точку. Однако, одно обстоятельство, как белое пятно на исторической карте, более века не дает такого права, будоража воображение, рождая решимость, вызывая досаду и разочарование у тех, кто шел по следам "Геркулеса" экспедиции Владимира Русанова. Именно Русанов был тем человеком, который в конце августа 1912 года направил свою экспедиционную шхуну от северной оконечности Новой Земли в неисследованные воды Ледовитого океана, начертив пунктир собственного высокоширотного маршрута, к неизвестным берегам Северной Земли, не подозревая о ее существовании.

Последняя экспедиция В. Русанова

Владимир Русанов оказался у истоков реализации идеи Северного морского пути и этим завоевал себе место на страницах российской истории. Его живой ум и неуемная энергия требовали задач государственного масштаба и были востребованы Россией, которая в начале XX века активизировала свою работу в Арктике.

Начало этой драматической истории положило письмо, оставленное в последний день августа месяца 1912 года, в становище Маточкин Шар на Новой Земле, руководителем полярной экспедиции на шхуне "Геркулес" Владимиром Русановым: "Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов".

Становище, располагалось в Поморской бухте, в западной части одноименного пролива. Вот как описывал прощание, друг Русанова ненец Тыко Вылка, со слов принимавших его (Русанова) ненцев:

"Судно "Геркулес"  по прибытии в бухту встало на якорь примерно в 500 метрах от берега. Русанов и другие члены экипажа добрались до берега шлюпкой. В становище Маточкин Шар Русанов больше находился у местного населения. В момент ухода последней шлюпки к борту своего судна в теплой и дружеской обстановке прощался с местными жителями, собравшимися проводить в дальний путь самого близкого друга - друга ненцев. Собрались все: мужчины, женщины и дети становища в бухте Поморской. В момент отшвартования шлюпки от берега все взрослое население из боевого оружия дало троекратный салют в честь отбытия, неутомимого исследователя Арктики Владимира Александровича Русанова".

Летом 1912 года преобладали северные ветры, согнавшие льды Карского моря на юг и образовавшие большие пространства чистой воды в его северной части. По ним экспедиционному судну "Геркулес" удалось от севера Новой Земли проникнуть далеко на восток, возможно к берегам Северной Земли (расстояние менее 700 км), а на юге "Святая Анна" Георгия Брусилова смогла лишь продвинуться до берегов Ямала. Когда глубокой осенью (1912 год) задули обычно преобладавшие здесь южные муссонные ветры, льды Карского моря, сплоченные на юге, начали стремительный дрейф на север, заполняя летнее разрежение. Этим и объясняется необычный дрейф "Святой Анна" на север, определивший ее трагическую судьбу и, видимо судьбу "Геркулеса" лишив экипаж, возможности какого либо маневра, при выборе места зимовки. Вдали от обитаемых мест, не имея на борту ни лыж, ни собачьих упряжек, ни саней (наличествовали только два каяка и две шлюпки), людям оставалось только мужественно сопротивляться экстремальным условиям Арктики, в которых они оказались.

Н. Урванцев так вспоминает свою зимовку на острове Домашнем (архипелаг Северная Земля): " Зимой, при нажимных юго-западных ветрах лед острова сильно торосило, и вскоре тут образовался десятиметровый вал".

Находки на Таймыре

Только 9 сентября 1934 года у западного побережья Таймыра на одном из островков в шхерах Минина топограф М.И. Цыганюк обнаружил следы русановцев: обрывки одежды и рюкзака, патроны разных калибров, фотоаппарат "Кодак", именные часы В. Попова, части текста одного документа, содержащего слова: "Василию Григорьевичу Попову в том, что он плавал на вверенном мне пароходе "Николай" в должности матроса навигации 1911 года с 1 марта по 20 декабря 1911", сохранившегося адреса на почтовой карточке "становище Териберка, Александру Петровичу Чукчину" и т.д.

После этой находки другой топограф - А.И. Гусев сообщил, что за месяц до этого на одном из островов в архипелаге Мона он видел столб, обложенный камнями, с вырезанной на нем надписью "Геркулесъ, 1913 г.". К сожалению, никаких попыток выяснить судьбу русановцев тогда предпринято не было. На карте появились только новые названия островов: один - Геркулес, другой - остров Попова - Чухчина, а позднее и мыс Русановцев в бухте Михайлова.

Эти находки были востребованы только в 70-80 годах прошлого века и инициировали ряд общественных экспедиций, восемь из которых провела Полярная экспедиция газеты "Комсомольская правда" под руководством Д. Шпаро. По следам "Геркулеса" шли и орловские путешественники, и гидрограф-исследователь В. Троицкий и многие другие. Проведенные исследования на Таймыре, хотя и не вносят ничего нового в выяснение обстоятельств гибели русановской экспедиции, полезны хотя бы тем, что систематизируют все факты по состоянию на начало 90-х годов прошлого века.

В это время увидели свет сотни публикаций, десятки книг. Без преувеличения, вся страна следила за поисками. Итоговый вывод можно проиллюстрировать цитатой из книги академика, доктора исторических наук В.М. Пасецкого: "Столб "Геркулеса" является не только одним из ключей к тайне исчезновения экспедиции Русанова, он усложняет и делает более туманной и непроницаемой эту тайну. Не будь этого столба, все, казалось, выглядело бы гораздо стройнее, проще и понятнее. Можно было бы более уверенно говорить, что Русанов, возможно, уже в 1912 году достиг Северной Земли. Но столб "Геркулеса" неумолимо отбрасывает нас к островам Мона". Принято считать, что памятный знак на острове Геркулес является вехой предельного плавания экспедиционного судна, где и произошла зимовка.

 Бог в деталях

Объяснение, высказанное авторитетным человеком, являясь уважаемым, не может быть догмой (положение, принимаемое за непреложную истину без доказательств, без учета конкретных условий - исторический словарь). Если находки, зафиксированные на данный момент, ставят в тупик, остается обратить внимание на мелочи (детали), зная, что люди из состава экспедиции целый год находились в экстремальных условиях и их поступки не всегда можно просчитать и ошибиться в выводах.

В апреле 1914 года, затертую льдами "Святую Анну" экспедиции Георгия Брусилова, дрейфующую к этому времени севернее земли Франца - Иосифа, оставляет группа моряков и под руководством штурмана Валериана Альбанова и осуществляет пеший поход к спасательной земле. В жестоких условиях Арктики, среди торосов и полыней, по движимому течениями и ветрами льду, теряя товарищей, штурман Альбанов и матрос Конрад смогли спастись, добравшись до архипелага (ЗФИ).

В документальной книге "На юг, к земли Франца-Иосифа" Валериан Альбанов писал: "17 июня 1914 года. Волей-неволей теперь приходилось бросить палатку и одни нарты с каяком. Без палатки обойтись нетрудно, но с двумя каяками на восемь человек уже труднее. Бросили мы каяк, написав на нем предварительно: "Святая Анна", бросили нарты, палатку и еще кое-что и отправились в путь. Нарты теперь стали легкие". Этот эпизод произошел спустя два месяца, после того как отряд Альбанова оставил скованную льдами шхуну "Святая Анна". Утратив всякую связь со шхуной и ее экипажем, выбрав другую судьбу, штурман, тем не менее, обозначает свой отряд именно так - "Святая Анна". Странно, но на этот эпизод, никто внимания не обратил.

Установить знак, люди Русанова, могли намного позднее потери судна, во время спасательного похода - ситуативно, по любому поводу, показавшемуся им важным на тот момент - вынужденная из-за шторма остановка на острове, знак отставшим или потерявшимся товарищам, имеющаяся у них давняя заготовка (еще с зимовки) или подходящий случай.

На знаке кроме аккуратно вырезанной надписи "Геркулес 1913 г." была еще короткая надпись. Из дневника П. Виттенбурга посетившего остров весной 1938 г.: "Под самым островом опять торосы. Знак триангуляционный упал (установлен в 1934 топографами - примечание автора) - Русанова знакнагнулся на 75 градусов, на верхушке следы недавнего посещения медведя, щепки еще лежали на снегу, но следа не было видно. По изглоданной верхушке видно, что медведь нередко прикладывается к этому загадочному памятнику. Под камнями не было найдено ни банки, ни записки, которая могла бы расшифровать судьбу экспедиции. На знаке еще имеются инициалы "П.В." - может быть Попов - боцман экспедиции. Я все сфотографировал, знак снял, поставил новый высотой в 3 метра и вырезал на доске: "Геркулес 1913. Виттенбург, Стащенко, Кузнецов. 1938, 12/V".

В составе экипажа экспедиции находился Попов Василий Григорьевич, в качестве матроса.

Загадочная находка в заливе Ахматова

Была еще одна находка, не ставшая фактом и объявленная мифом. Напомним о ней. В 1947 году на острове Большевик, архипелага Северная Земля, топографом Н. Пьянковым была сделана удивительная находка. Сохранился полный текст докладной записки Н.Н. Пьянкова от 20 сентября 2947 года. Цитируем: "12 июля в конце залива Ахматова (западный берег) по возвращении с работы в сильный ветер около 10 баллов по пути в палатку мною были обнаружены человеческие кости, правая голень со ступней и неподалеку от костей консервная банка ржавая. Подробно ее не осматривал, но по ржавчине - старой давности. Круглая, низкая, очевидно, из-под рыбных консерв. Находившийся со мной рабочий Коптяев нашел также в этом месте (разница 20-30 м) около 4-х банок от рыбных консерв, около 400 гр. веса. На другой день по возвращении на месте работы я опять встретил другие части скелета: позвоночный столб и лопатка правая, больше ничего не обнаружил. Продвигаясь дальше по заливу на берегу попадались доски с обшивкой корабля (точно не могу сказать - компетентный в судостроении), но логика подсказывает. Были найдены обугленные дрова, что показывает на давнишний след костра".

Первая публикация по этому поводу увидела свет в 1949 году. Это была заметка в первом номере альманаха "Летопись Севера". Ее автор, заместитель начальника Гидрографического управления Главсевморпути А.И. Косой, писал: "На острове Большевик в 1947 году была сделана удивительная находка. В верховьях залива Ахматова на берегу были найдены части человеческого скелета. В 300 метрах от берега на поверхности земли, радиусе около 30 метров, были разбросаны отдельные кости. В том же месте были обнаружены остатки костра, вокруг которого валялось пять вскрытых пустых консервных банок. Через несколько дней на побережье залива несколькими километрами ближе к его вершине была сделана новая находка - на берегу были обнаружены доски, скрепленные болтами. По внешнему виду доски напоминали обшивку корабля, концы досок прогнили, болты были изъедены ржавчиной".

В ноябре 1975 года в Орле на конференции, посвященной столетию со дня рождения В.А. Русанова, П.Я. Михаленко, начальник гидрографической экспедиции острова Большевик 1945-1947 годов, говорил: "Летом 1971 года с целью поисков следов пребывания Человека, залив Ахматова посетил на вертолете гидрограф Троицкий. Он, затем и Книппер, газета "Водный транспорт", вынесли приговор: сообщение Пьянкова 1947 года - миф. Это, собственно, подтверждала группа научно-спортивной экспедиции "Комсомольская правда", обследовавшая залив лето 1945 года. Казалось бы, что еще нужно? Следует ли думать и стремиться в залив Ахматова или поставить точку? Ведь прошло много лет со дня исчезновения экспедиции Русанова и со дня обнаружения следов пребывания человека в заливе. Времени этого достаточно, чтобы стереть всякие нефундаментальные следы или сделать их трудно обнаруживаемыми. Мне кажется, заявлять о мифе в заливе Ахматова преждевременно".

Летом 2005 года на берегу бухты Мод, полуострова Челюскин, на берегу безымянной лагуны был найден обломок корабельного фальшборта из трех досок (толщиной 25 мм) с прогнившими торцами, которые были скреплены между собой "внахлест" болтами. Болты ржавые, но сохранившиеся частички цинка, указывают на то, что изначально они были оцинкованными. На кромке крайней доски (доски выбелены временем, но заметны следы сурика) удерживаемый одним сохранившимся болтом диаметром 8 мм и длинной 60 мм, находился фланец диаметром 84 мм. Фланец литой с четырьмя отверстиями диаметром 10 мм, с прокладкой из сыромятной кожи, разделен рисунком на четыре сектора, на каждом из которых имеются надписи:

  / PROV \        /     PAT      \        /                 \       /              \

/     R. I.    \    / APR.1.1891 \   / E.M. LART. \  / MFG. CO. \

Хранится в Красноярске, в импровизированном музее Полярной экспедиционной компании.

Поисковая версия

Если предположить, что экспедиция на "Геркулесе" достигла Северной Земли, выйдя к нынешнему острову Октябрьской Революции, к его юго-западному берегу, то слева (на севере) они бы заметили гряду островов и лед, сдерживаемый ими, а по курсу справа вход в пролив (Шокальского), свободный ото льда у юго-западной и южной береговой кромки острова, вследствие воздействия отжимного северного или северо-восточного ветра. Для команды Русанова, это была коварная ловушка. Стык двух Арктических стихий - морей Карского и Лаптевых, разнонаправленных течений, пакового льда и чистой воды. Процитируем еще раз Н. Евргенова, участника ГЭСЛО: "Выдвинутая на север цепь островов, образующих Северную Землю, играют существенную роль для облегчения достижения исследовательскими судами высоких широт в районе к северу от м. Челюскин, представлявшегося ранее пространством моря, заполненным недоступными льдами. Действительно, обычно при господствующих восточных ветрах путь для кораблей становится возможным вдоль западных побережий Северной Земли, от которых льды тогда отступают. При западных ветрах более доступно продвижение вдоль ее восточных берегов". И далее "Существование Северной Земли на границе морей Карского и Лаптевых сказывается на гидрологическом режиме, в частности обусловливает образование морских течений в море Лаптевых, спускающихся со льдами на юг вдоль восточных берегов архипелага и, наоборот, поднимающихся вдоль нее к северу в Карском море". 

Накануне рокового плаванья, Р. Самойлович (покинувший шхуну), в последней своей беседе с начальником экспедиции и капитаном "Геркулеса" говорил: "я убеждал их не рисковать зимовкой в полярных странах, указывая на неприспособленность этого судна "Геркулес" (обыкновенная норвежская шхуна в 63 тонны, с 14-сильным мотором, по ватерлинию дубовая обшивка), обратя их внимание на непригодность провианта и пр. С моими доводами соглашались как Русанов, так и Кучин, причем, последний сказал буквально: "Зарываться в лед ни в коем случае не будем при первой грозящей нам опасности повернем обратно".

Дело в том, что льда, на шестьсот километровом "отрезке", между Новой Землей и Северной землей - НЕБЫЛО. Отдельные поля - возможно, и мечта Русанова, получившая наглядное подтверждение, превратилась в решимость, которую невозможно было обуздать никакой осторожностью.

И здесь, стоянка "неизвестных" мореходов, обнаруженная в заливе Ахматова, как маркером, указывает нам, где нужно искать.

Место находок 1947 года и грот, находятся почти у вершины (9 км) залива Ахматова, на западном берегу и оставлены они экскурсионным отрядом, побывавшем здесь весной 1913 года (доски "обшивки" в нескольких километрах ближе к вершине). Совершить такое путешествие (были и другие) они могли только из одного места - места зимовки, которое располагалось в радиусе 50 километров от вершины залива Ахматова. Без транспорта (у них не было ни одной собачей упряжки), они не могли удаляться дальше этого расстояния. Наиболее вероятным местом зимовки (расстояние 32 километра по прямой) является фьорд Спартак, врезанный в остров Большевик со стороны пролива Шокальского. Туда и направил, капитан "Геркулес", свою экспедиционную шхуну на зимовку, убедившись, что на выходе из пролива (Шокальского) их ожидал сплоченный лед, а времени для обратного маневра не осталось. Любое изменение ветра может мгновенно (должно) поменять ледовую обстановку и именно это и произошло. При смене ветра на южные или юго-западные румбы, льды безжалостно отрезали пути отступления. 

Гибель "Геркулеса" или оставления судна экипажем, произошла на новооткрытой земле к лету 1913 года. Обломки "Геркулеса", вынесенные из пролива, были предоставлены воле волн, течений и ветров, но часть из них, несомненно, течением была увеличена в северном направлении, а попав в воды моря Лаптевых, в южном направлении и "выложена" на берег восточнее мыса Челюскин протяженностью от бухты Мод до мыса Дика (берег Прончищева).

Очевидно, что экспедиция Русанова, пытавшаяся спастись, погибла вблизи обитаемых мест, достигнув, как минимум, устья реки Пясины. Также возможно, что это была лишь часть экипажа (два-три человека) посланная Русановым для извещения о месте зимовки, с просьбой оказать помощь (вспомним, что изначально провианта было на один год автономного плавания). По крайней мере, мы знаем - где нужно искать. Маршруты поисков необходимо планировать по линии: западное побережье острова Большевик - архипелаг Норденшельда - северное побережье полуострова Заря - берег Харитона Лаптева * - шхеры Минина - устье реки Пясина.

Пилотная экспедиция, по поискам экспедиции Русанова, начнется с исследования района предполагаемой зимовки - фьордов Спартак и Тельмана. С этой целью, Полярная экспедиционная компания, намерена подготовить поисковый проект на 2020 год, и обязуется приложить усилия для его финансирования.

* Л.М. Старокадомский, в книге "Пять плаваний в Северном Ледовитом океане"

"От мыса Вильда через редкий лед корабли (Таймыр и Вайгач) двигались полным ходом. На мысе Штеллинга заметили поставленное кем-то бревно". И поясняет: "Как известно, никому из экипажа "Геркулеса" экспедиции Русанова не удалось дойти до населенных мест. Может быть, замеченное бревно на мысе Штеллинга также было знаком, оставленным этими мужественными людьми. Проходя мимо мыса, "Таймыр" не остановился - кому бы в то время пришло на ум искать на таймырском побережье следы экспедиции Русанова".

В наше время (2015 год), группой энтузиастов была предпринята поисковая экспедиция на ЗФИ по маршруту, зафиксированному в дневнике штурмана Альбанова, возглавлявшему в 1914 году отряд моряков со "Святой Анны". На побережье одного из островов архипелага были найдены останки моряка из этого отряда. Причем сохранились некоторые личные вещи погибшего, в частности дневник. Арктика умеет долго хранить тайны, этому способствует и суровый климат и безлюдье.

Веселянский Ю.И.,

 действительный член Русского географического общества.

2018 г.

Примечание.

Состав экспедиции:

1. Русанов Владимир Александрович - начальник экспедиции.

2. Кучин Александр Степанович - капитан судна.

3. Белов Константин Алексеевич - штурман.

4. Семенов Константин Алексеевич - старший штурман.

5. Жюльетта Жан-Сосин - геолог, врач.

6. Черемхин Василий Тимофеевич - матрос.

7. Попов Василий Григорьевич - матрос.

8. Чухчин Александр Спиридонович - матрос.

9. Быковский Федор Александрович - механик.

10. Раввин Алексей Андреевич - матрос.

11. Ермолин Федор Михайлович - матрос.


© 2009, Полярная экспедиционная компания
660052, г Красноярск , ул Алексеева 101
E-mail: info@polar-ec.ru
Поделиться: