Поиск д/ш "Якутск"

Главная О Компании Два капитана По следам полярных экспедиций Поиск д/ш Якутск

 

Проект поиска судна Великой Северной Экспедиции "дубель-шлюпки Якутск"

Наша задача пройти путь, который создал Россию, вовлечь в этот гуманитарный поход молодежь, позвать ее в поиск, «включить пассионарный разогрев», сформировать особую душевно-телесную организацию, которую сформировали наши великие предки-первопроходцы в своем движении «встреч солнцу», сохранить традиции. Пришло время вспомнить «Двух Капитанов» и их девиз.

 Район исследований

Бухта Прончищевой открыта при трагических обстоятельствах. Летом 1740 года, отряд Великой Северной Экспедиции, под начальством Х.Лаптева, на дубель – шлюпке «Якутск», повторил попытку пройти морем в Енисей. Плавание это закончилось  трагически: севернее бухты Прончищевой, когда ближайший берег был запеленгован с судна на румбе SW  в 15 милях, льды «помяли дюбель-шлюпку, и учинилася великая течь. Того ради, поставя три помпы, стали выливать, токмо воды не убывало». Это произошло близко к  кромке не взломанного ледового припая, тянувшегося к самому берегу. По нему потерпевшие кораблекрушение целые сутки шли к берегу, буксируя несколько саней со спасенным продовольствием. Из анализа судового журнала видно, что катастрофа «Якуцка» произошла милях в 13 на северо-восток от наиболее возвышенного участка побережья, на котором ныне стоит электромаяк Прончищев, - в 10 километрах к северу от входа в бухту Прончищевой.

«Используя современные подводные поисковые средства – гидролокаторы и сонары, не представляют особого труда обнаружить и двадцатиметровый корпус «Якуцка». Хочется верить, что недалеко то время, когда такие поиски будут проведены, а затем дюбель-шлюпка будет поднята на поверхность, реставрирована и, подобно шведскому паруснику «Ваза», пролежавшему под водой два столетия, помещена под стеклянный колпак, став вечным памятником героизма моряков Великой Северной экспедиции».   Гидрограф Владилен Троицкий.

В 4 километрах южнее маяка, на берегу нынешней лагуны Медвежьей, на котором много плавника, потерпевшие кораблекрушение устроили две юрты-землянки. В них жили до заморозков, ожидая замерзания входной части бухты Прончищевой. Вблизи юрт похоронили канонира Федора Еремова, умершего от жестокой простуды. После ухода моряков дюбель-шлюпка затонула.

*Можно предположить, что после ухода экипажа «Якуцка» с места аварийного лагеря площадь «юрт» была занесена снегом и уже весной-летом следующего года, при оттаивании превратилась в ледяной «саван», т.е. подверглась природной консервации. В последующие годы ситуация такого состояния могла только повторяться. В случае обнаружения данного исторического места, мы столкнемся с уникальным случаем первозданного состояния уникального исторического объекта, единственного в своем роде.

 Этапы реализации проекта

Авторам проекта представляется, что исследовательскую деятельность по поиску и сохранению исторического наследия региона необходимо начать с экспедиции по обнаружению затонувшего  корабля Великой Северной экспедиции.

Наиболее подходящим местом старта экспедиции являться с.п. Хатанга. Следующее звено - полевой лагерь, предстоит организовать в бухте Прончищевой, находящейся в 560 км от базового поселка Хатанга.

На первом этапе исследовательская деятельность будет сконцентрирована в районе бухты Прончищевой и нацелена на поиски  дубель-шлюпки «Якутск», корабля Великой Северной экспедиции затонувшего в 1740 году (акватория бухты Прончищевой) и аварийного лагеря отряда Х. Лаптева (лагуна Медвежья).

Экспедиция будет проходить в три этапа - мобилизационный (апрель-май), экспедиционный (август-сентябрь) и демобилизационный (январь).

Должны быть определены участники, сформирован состав комплексной экспедиции. С этого момента начинает свою работу Полярная экспедиционная компания – встречает и накапливает грузы, проводит закупку недостающего снаряжения, производит  завоз генерального груза (топливо, снаряжение, ТС, сопутствующие материалы) по зимнику в бухту Прончищевой. Задача поисковой группы весенней экспедиции заключается в проведении рекогносцировки на местности, определении вероятного места аварийного лагеря экипажа дубель – шлюпки «Якутск» и первый этап поиска со льда, затонувшего в 1740 году корабля ВСЭ. Предположительно,  во второй половине июля на вертолете по маршруту Хатанга –  бухта Прончищевой забрасываются участники  экспедиций (12 человек). Экспедиция проводит поиски судна в акватории бухты и археологические раскопки в районе лагуны. Ротация исследователей производится в августе – сентябре, предположительно двумя рейсами вертолета.


© 2009, Полярная экспедиционная компания
660052, г Красноярск , ул Алексеева 101
E-mail: info@polar-ec.ru
Поделиться: