Восточный Таймыр

Главная О Компании Два капитана По следам полярных экспедиций План поисков Восточный Таймыр

 

План исторических поисков

Восточный Таймыр

Главной задачей предстоящих экспедиций является не спортивная составляющая (пройти или проплыть), а получение поисковых результатов. С этой целью в ходе подготовки экспедиций было разработана программа «По следам полярных экспедиций» на основе  архивных материалов, дневников, очерков и статей касающихся истории открытия и освоения  полуострова Таймыр.

 1. Зимовья XVII-XVIII вв

Исторической отправной точкой освоения Таймыра можно считать плавание двинянина Кондратия Курочкина, который в 1610 году спустился вниз по Енисею до его устья и прошел морем па р. Пясину, как это видно из грамоты 1616 г. (Миллер, 1941, стр. 232-233). «...Сказывал де двинянин, торговый человек Кондрашко Курочкин, в прошлом де 118 году был он в Мангазее, а из Мангазеи прошел на Енисею к Николе на Турухан. И он Кондрашко поговори с двиняны торговыми людьми с Осипко Шипуновым со товарищи, сделали кочи, и пошли на промысел в реку в Пясину и шли вниз по Енисею до Енисейскова устья четыре недели и пришли на Енисейское устье во Петрово заговенье...» С Енисея морским побережьем, а также реками и волоками русские проникли, таким образом, на реку Пясину, а оттуда и на Хатангу. Памятниками этого проникновения остались названия рек и речек, например "Волочанка", «Вологочан» и "Волочок", кое-где сохранившиеся до наших дней.

В Хатангский залив мангазейцы пришли в начале 30-х годов 17 века. Тогда и стали  возникать на побережье и на берегах рек их опорные базы – зимовья: Хатанга, Казачье, Кресты, Обойное, Конечное и т.д. Эти старинные поселения, упоминаются во многих документах: в таможенных мангазейских книгах, в отчетах В. Прончищева, Х. Лаптева,  А. Миддендорфа. К концу 17 века морские походы с Пясины на Анабар прекратились. Из-за отдаленности этого края промышленники все чаще стали задерживаться в нем, а со временем и поселились там на постоянное жительство.

Потомков этих первых русских поселенцев, ставших коренными жителями и встретил во время своего путешествия отряд  Харитона Лаптева. Судя по записям судового журнала «Якуцка» зимовья  располагались в устьях рек Балахня,  Журавлева, Новая и Кути-Юрях (данные об их нынешнем состоянии отсутствуют). Зимовья Конечное, в устье реки Цветкова, найдено 2009 году.

Самым северным зимовьем, на восточном Таймыре является т.н. зимовье «Скородино». Развалины выявлены топографом Н.С. Юдовым на мысе Поварня.

 2. Великая Северная экспедиция (1733-1743)

Величие подвигов участников Великой Северной экспедиции (ВСЭ) В.В. Прончищева, Х.П. Лаптева, С.И. Челюскина, Ф.А. Минина, Д.В. Стерлегова, матросов и солдат их отрядов, которые на утлых суденышках, на собачьих упряжках обошли и нанесли на карту дотоле неведомый самый северный полуостров Азии, благодарные потомки никогда не забудут. Места побережья Таймыра, на которые высаживались его первые описатели, ставили маяки или где с ними происходили примечательные события, всегда будут привлекать наше особое внимание.

На современной географической карте сегодня трудно точно определить, где находятся  эти примечательные места, а, следовательно, трудно отыскать их на побережье Таймыра. Произошло это потому, что до недавнего времени не анализировалась точность широт и долгот, открытых или посещенных пунктов побережья, которые записаны в судовых или в съемочных журналах ВСЭ.

Гидрограф-историк В.А. Троицкий, путем навигационной прокладки маршрутов судов и санных походов  по записям в журналах на современной карте Таймыра выяснил, что ошибки (вследствие несовершенства приборов) допускались обычно до 10-20, а в отдельных случаях – и до 40 минут. Этим и объясняется различия в толковании разными авторами достижений и открытий ВСЭ на Таймыре.

Съемки ВСЭ на Таймыре начались во время плавания в 1736 году дубель-шлюпки «Якуцк» под командованием лейтенанта В.В. Прончищева. От открытого мореплавателями острова Преображения (это название присвоил острову в 1739 году Х.П. Лаптев) «Якуцк»  плыл на север вдоль восточного берега Таймыра. Штурман Семен Челюскин пеленговал мысы, горы, бухты. Можно только представить, как безучастно блуждал по пустынным чужим землям взор жены командира  Татьяны Прончищевой, тревожившейся за больного мужа. Через два столетия одна из запеленгованных Челюскиным бухт будет названа в честь нее. На пределе свободного плавания «Якуцка» Челюскин записал: «Матерый берег остался  на SW в 5 милях». Это был нынешний мыс Прончищева, удачно названный так Р. Амундсеном в 1919 году.

Только в 1739 году «Якуцк» вновь отправился в обход огромного полуострова. Новый командир Х.П. Лаптев старался поточнее зафиксировать на карте открытый его предшественником берег. Там, где он круто поворачивал к западу, Лаптев решил определиться астрономическим путем по солнцу. Для этого нужно было высадиться на сушу. К ближайшему низкому берегу, дюбель-шлюпка подошла на веслах вплотную. Это был нынешний остров Кошка, именованный Лаптевым «Северный песок, лежащий полукружием». На нем Лаптев и Челюскин наблюдали в квадрант – старинный угломерный прибор – полуденную высоту солнца для определения широты места.

От Северного Песка (о. Кошка) мореплаватели плыли  на запад прибрежными разводьями до скалистого мыса, окруженного льдом. «Пришли к мысу Святого Игнатия. Сделали маяк  для признания берега». Прокладка пути «Якуцка» на современной карте убеждает, что маяк ставился не на нынешнем мысе Игнатия, входном мысе залива Фаддея, а на мысе Крестовом, лежащем восточнее. Название Крестовый присвоили этому мысу в 1913 году моряки гидрографического судна «Вайгач» потому, что, как записано в дневнике одного из них, «увидели на берегу знак, состоящий из груды камней с крестом».

В плавание 1739 года Лаптеву удалось провести во льдах «Якуцк» только до мыса Фаддея. Несколько дней ожидали улучшения ледовой обстановки, но лед прочно блокировал побережье. На берег съехала партия матросов, руководимая С.И.Челюскиным, чтобы закрепить маяком морскую опись. «На сем мысу сделан от нас маяк из камня плитного вышиною  в полторы сажени», - записал в журнале Лаптев. Этот маяк – единственное навигационное сооружение ВСЭ, сохранившееся, хотя и в полуразрушенном виде, до нашего времени.

Перезимовал отряд на реке Хатанге, где близ устья речки Блудной моряки «Якуцка» выстроили из плавника целый поселок. На месте базы отряда Лаптева, установлен единственный в стране памятник отважным полярным мореплавателям.

Летом 1740 года Лаптев повторил попытку пройти морем в Енисей. Плавание это закончилось  трагически: севернее бухты Прончищевой, когда ближайший берег был запеленгован с судна на румбе SW  в 15 милях, льды «помяли дюбель-шлюпку, и учинилася великая течь. Того ради, поставя три помпы, стали выливать, токмо воды не убывало». Это произошло близко к  кромке невзломанного ледового припая, тянувшегося к самому берегу. По нему потерпевшие кораблекрушение целые сутки шли к берегу, буксируя несколько саней со спасенным продовольствием.

Из анализа судового журнала видно, что катастрофа «Якуцка» произошла милях в 13 на северо-восток от наиболее возвышенного участка побережья, на котором ныне стоит электромаяк Прончищев, - в 10 километрах к северу от входа в бухту Прончищевой. В 4 километрах южнее маяка, на берегу нынешней лагуны Медвежьей, на котором много плавника, потерпевшие кораблекрушение устроили две юрты-землянки. В них жили до заморозков, ожидая замерзания входной части бухты Прончищевой. Вблизи юрт похоронили канонира Федора Еремова, умершего от жестокой простуды. После ухода моряков дюбель-шлюпка затонула.

Используя современные подводные поисковые средства – гидролокаторы и сонары, не представляют особого труда обнаружить и двадцатиметровый корпус «Якуцка». Хочется верить, что недалеко то время, когда такие поиски будут проведены, а затем дюбель-шлюпка будет поднята на поверхность, реставрирована и, подобно шведскому паруснику «Ваза», пролежавшему под водой два столетия, помещена под стеклянный колпак, став вечным памятником героизма моряков Великой Северной экспедиции.

Потеря судна не остановила съемок берегов  неизвестного полуострова, которые были продолжены и успешно завершены в 1743 году.

Многие ошибочно считают, что столб на мысе Челюскин установил Семен Челюскин. Он добрался сюда с двумя солдатами 8 мая 1742 года после месячного пути на собачьих упряжках от устья реки Хатанга. Тщательное изучение путевых записей С. Челюскина показало, что столб на «Восточном Северном мысе» он устанавливал не на низкой,  неприметной с моря северной оконечности Азии, носящей ныне его имя, а  на  современном мысе Чекина – возвышенном скалистом выступе берега  в 10 километрах восточнее.

Историческая хронология и анализ судовых журналов «Якуцка» проведенный В.А. Троицким  позволили нам составить план исторических поисков на востоке Таймыра:

1. «Юрты-земляные» - аварийный лагерь экипажа д/ш «Якутск» район береговой черты лагуны Медвежьей, в 6 км севернее входного мыса бухты Прончищевой*.

2. Остров Кошка – якорная стоянка д/ш «Якуцк», северный берег (предполагается установить памятный знак).

3. Мыс Крестовый – поиск маяка-креста Харитона Лаптева.

4. Мыс Фаддея – остатки «маяка» ВСЭ, находятся в полусотне метров к северу от мыса Фаддея, на краю крутого берегового склона (предполагается восстановить).

5. Мыс Чекина – место установки знака Челюскиным (не найден).

*Можно предположить, что после ухода экипажа «Якуцка» с места аварийного лагеря площадь «юрт» была занесена снегом и уже весной-летом следующего года, при оттаивании превратилась в ледяной «саван», т.е. подверглась природной консервации. В последующие годы ситуация такого состояния могла только повторяться. В случае обнаружения данного исторического места, мы столкнемся с уникальным случаем первозданного состояния уникального исторического объекта, единственного в своем роде.

 3. Следы русских мореходов 17 века на востоке Таймыра

В литературе о Сибири с начала 50-х годов встречаются упоминания о каком-то путешествии безвестных русских мореходов, обогнувших якобы полуостров Таймыр с запада около 1619 года. Предположение о таком плавании было выдвинуто в конце 40-х годов группой археологов и историков, проанализировавших комплекс монет и бытовых предметов из так называемой  «таймырской находки», обнаруженной в 1940-1945 годах на островах Фаддея и в заливе Симса, расположенных примерно в 150 километрах  к юго-востоку от мыса Челюскин.

Первая находка была сделана топографами,  на самом северном из трех островов Фаддея в сентябре 1940 года. На каменистом мыске, в 10-15 метрах от воды, среди мхов, первоначально укрывавшихся каменными плитами, были найдены различные предметы: украшения, вооружение, посуда, мореходные инструменты, серебряные монеты, остатки одежды. В марте 1941 года на северо-восточном входном мысе залива Симса, лежащего в 60 километрах западнее, среди развалин древнего сруба нашлось много предметов,  аналогичных найденным на острове Фаддея, разрозненные останки трех человеческих скелетов. Огнестрельного оружия найдено не было.

Предварительный анализ «таймырского клада» показал, что на острове Фаддея и в заливе Симса находились стоянки русских землепроходцев 17 века, приплывших туда морем. До сих пор существуют две версии, «западная» и «восточная», относительно того откуда пришли мореходы, с Енисея или с Хатанги.

Тщательные поиски в заливе Симса и на острове Фаддея могут дать новые находки, Вспомним, что в 1971 году море, обнажило целую пищаль (найдена В. Троицким).

 4. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого Океана

После русско-японской войны (1904-1905) и, в частности, Цусимской трагедии в России прогрессивными морскими деятелями и учеными было обращено внимание на необходимость использования, так называемого Северо-восточного прохода, расположенного в наших территориальных водах, как пути из Европы на Дальний Восток. Военно-морское ведомство приступило к разработке проекта. Привлеченные к его обсуждению морские офицеры – участники экспедиции Академии наук на яхте «Заря» - выдвинули предложение о необходимости применения при экспедиционных работах в арктических морях более активных кораблей, чем деревянные суда зверобойного типа.

Суда «Таймыр» и «Вайгач», являлись первыми судами ледокольного типа, сооруженными специально для Крайнего Севера.

К началу работ ГЭСЛО морские навигационные карты восточносибирских морей были далеки от совершенства. Морское побережье в ряде мест оставалось нанесенным на карты еще по описи ВСЭ (1733-1743), производившейся инструментами невысокой точности.

Плавание кораблей в море Лаптевых, от залива Нордвик (есть фото), продолжалось в относительно благоприятных условиях. На мысе Пакса  был определен астрономический пункт, нанесен на карту восточный берег о. Бегичева, исследована бухта Прончищевой (при входе в бухту были обнаружены развалины двух старинных промысловых поварен),  на о. Преображения найден чугунный крест (дальнейшая его судьба неизвестна), на  о. Андрея был устроен еще один астропункт, а на острове Заря, береговой партией «Таймыра» сложен гурий, высотой около 1,5 метра.

В отношении гурия ГЭСЛО и гурия РПЭ Э.Толля тоже произошла путаница. Теперь известно, что «знак» яхты «Заря» находится восточнее «знака» ГЭСЛО и западнее мыса Чекина.


© 2009, Полярная экспедиционная компания
660052, г Красноярск , ул Алексеева 101
E-mail: info@polar-ec.ru
Поделиться: